Главная / Статьи / Проблемы в Законе о закупках № 223-ФЗ

Статьи

Проблемы в Законе о закупках № 223-ФЗ 05 ноября, 2013

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) регулирует закупочную деятельность госкорпораций, госкомпаний, ГУПов и МУПов и хозяйственных обществ с государственным участием (далее – Заказчики).

Закон о закупках был принят с целью обеспечить «эффективное использование денежных средств» Заказчиками, «развитие добросовестной конкуренции», «гласность и прозрачность закупки», «предотвращение коррупции и других злоупотреблений» (ч.1 ст.1 Закона о закупках). Однако в настоящий момент Закон о закупках, очевидно, не способствует достижению таких целей.

Помимо декларативных положений Закон о закупках содержит следующие конкретные требования к Заказчикам:

  1. Разработать и разместить на сайте http://zakupki.gov.ru (далее – сайт) Положение о закупке (ст.2 Закона о закупках).
  2. Разрабатывать и размещать на сайте План закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год (ч.2 ст.4 Закона о закупках).
  3. При закупке размещать на сайте информацию о закупке, в том числе извещение о закупке, документацию о закупке, проект договора (ч.5 ст.4 Закона о закупках).
  4. Размещать на сайте некоторые сведения по проведенным закупкам (ч.19 ст.4 Закона о закупках).

Если внимательнее изучить эти требования, то обнаруживаются серьезные пробелы в регулировании, открывающие Заказчикам большую свободу в осуществлении закупок.

Например, согласно п.3. ст.3 Закона о закупках Заказчик может в своем Положении о закупке установить иные способы закупки, не предусмотренные законом. И Закон о Закупке, и ФАС России в «Разъяснениях по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 24.12.2012 N ИА/44025/12 допускают возможность установить такой способ закупки как закупка у единственного поставщика. Ограничения по использованию такого способа закупки действующим законодательством не установлены (не считая единственного в своем роде Постановления Правительства Москвы от 05.07.2013 N 441-ПП «Об утверждении Перечня дополнительных требований к Положению о закупках товаров (работ, услуг) государственных унитарных предприятий города Москвы и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля города Москвы в совокупности превышает 50 процентов»). Фактически Заказчик может любую закупку провести таким способом, заранее определяя поставщика и не предоставляя возможности другим участникам оборота осуществить поставку.

В такой ситуации положение Заказчиков от обычных хозяйствующих субъектов отличается только обязанностью размещать на сайте http://zakupki.gov.ru информацию о закупке, а по некоторым закупкам Заказчик не обязан даже размещать сведения на сайте!

В соответствии с ч.15 ст.4 Закона о закупках заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей (если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, то – пятьсот тысяч рублей).

При этом, как указал ФАС России в Письме от 30.12.2011 N АЦ/49682 «О рассмотрении обращения», Закон о закупках не ограничивает указанное право каким-либо периодом, а также перечнем одноименных товаров. То есть, если поставку разбить на несколько отдельных «маленьких» закупок, Заказчик может даже не извещать о них.

Усугубляется регулирование закупок тем, что в настоящий момент за нарушение положений Закона о закупках не установлена административная ответственность, хотя закон действует почти два года (вступил в силу 01.01.2012). Проект соответствующих изменений в КоАП РФ (законопроект № 370370-6) поступил на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации только 25 октября 2013 года! С такими темпами ожидать скорого решения проблем регулирования закупок не стоит.

 

Итак, Закон о закупках не отвечает принципам и целям, установленным им же в статьях 1 и 3. При желании Заказчик может провести закупку без размещения извещения или с заранее выбранным поставщиком, при этом формально соблюдая требования законодательства. И даже в случае нарушений Закона о закупках Заказчик не будет привлечен к ответственности.

Установление исчерпывающего перечня способов закупок, ограничение случаев закупки у единственного поставщика, исключение права не размещать информацию о закупке, установление административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о закупках – это тот минимум изменений законодательства, который позволил бы существенно улучшить ситуацию в сфере закупок.

Добавить комментарий

ФИО*
E-mail*
Текст коментария*
* - обязательные для заполнения поля