Главная / Статьи / Партнер DE FENDO Екатерина Булдакова прокомментировала для журнала «Деловой Квартал» возможные налоговые льготы в Свердловской области

Статьи

Партнер DE FENDO Екатерина Булдакова прокомментировала для журнала «Деловой Квартал» возможные налоговые льготы в Свердловской области 28 января, 2013

Среднему бизнесу нужны новые рынки вместо льгот

Областному правительству не удалось с первой попытки включить бизнес в обсуждение готовящихся законов. Предприниматели готовы участвовать, но убеждены: улучшать климат власти начинают не с того края.

Как и обещали в областном минэкономики (см. «ДК» №45 от 12.12.2012), в январе на публичное обсуждение представили «пилотный» законопроект о льготном налогообложении. Он предусматривает преференции для компаний, инвестирующих в основные средства, и для резидентов областных технопарков, готовых создавать рабочие места. Срок виртуального обсуждения проекта с предпринимателями истек 18 января. Минэкономики отзывов не получило и теперь хочет продлить сбор идей. В минувшую пятницу в УТПП состоялся круглый стол – обсуждали налогообложение инвесторов и административные барьеры.

Областное правительство и бизнес сходятся в одном: нужно менять действующее законодательство. Власти заинтересованы в том, чтобы собрать в Свердловской области как можно больше инвесторов. Бизнес же устал от постоянно меняющихся правил игры и нуждается в их закреплении. Но в оценке, с чего начать, начинаются серьезные разногласия. «Снижение налогов, предлагаемое правительством Свердловской области – это важный момент, но не основной, – отметил в беседе с «ДК» заместитель гендиректора компании «Лорри» Александр Трахтенберг. – Эти преференции на руку малому и крупному бизнесу, а вот средний по большей части не является их целевой аудиторией. Ему нужнее не налоговые льготы, а поддержка от власти в выходе на новые рынки. Между тем, малый бизнес на Урале уже имеет все условия для успешного развития и пользуется ими, а крупный – выстраивает с властью индивидуальный диалог о преференциях».

Г-н Трахтенберг уверен, что разговор о налоговых льготах можно отложить: важнее ввести эффективные процедуры, приемлемые для предпринимателей правила игры. Он развивает мысль: в случае со средним бизнесом это создание сети торговых представительств за рубежом (в области множество компаний, ориентированных на экспорт) и назначение структуры, ответственной за экспорт, которой может стать, например, региональное министерство внешнеэкономических связей.

О необходимости сначала выстроить жизнеспособную, а не формальную модель развития и уже потом обсуждать и принимать законы говорит и глава совета директоров компании NAUMEN Александр Давыдов. «Налог на прибыль – хороший повод поговорить с властями, если у всех будет адекватное понимание формата обсуждения, – охарактеризовал он «ДК» инициативу минэкономики. – Надо помнить, что федеральная компания может выбирать территорию, где налог на прибыль меньше. Но хочется платить его в Свердловской области. Чтобы развивалась своя земля». По мнению г-на Давыдова, малый и средний бизнес даже не примеряет к себе предложение обсудить правительственные инициативы и слабо представляет, как строится диалог с властью. «Объем полномочий и ресурсов чиновников даже верхнего уровня непонятен, – поясняет г-н Давыдов. У них нет принципа личной ответственности и делегированных прав. Поэтому предприниматель, который четко осознает свои полномочия и права, не понимает, как общаться с чиновником. Пока этот аппарат не станет полномочным и ответственным на каждом уровне, все беседы будут безрезультатными».

По законопроекту минэкономики, для компаний, инвестирующих в основные средства от 300 млн руб. в год, предусмотрены периоды льготного налогообложения. Ведомство готово снизить ставку налога на имущество с 2,2% до 1,1%, а сроки, в течение которого для предприятия будут действовать эти льготы, будут устанавливать пропорционально объемам инвестиций.

У регионов, впрочем, есть еще один козырь для привлечения инвесторов – особые экономические зоны (ОЭЗ), где действуют нулевые тарифы сразу ряду платежей в бюджет. На Среднем Урале такая ОЭЗ («Титановая долина») расположилась в Верхней Салде.

Наш комментарий

Екатерина Булдакова, управляющий партнер юридической компании DE FENDO:

- Обсуждаемый законопроект – это еще один шаг в направлении государственно-частного партнерства, программа которого активно обсуждается в СМИ, среди инвесторов и представителей региональных властей. В настоящее время регионы повсеместно создают особые экономические зоны. Наблюдается высокая конкуренция в борьбе за инвестора. Со своей стороны, могу привести пример из законодательства о том, какими возможностями обладает региональная законодательная власть. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налог на прибыль организаций в размере 2% уплачивается в федеральный бюджет, а в размере 18% в бюджет региона. Последний может быть уменьшен региональными властями в соответствии со ст. 284 НК РФ. Так, налоговые ставки по налогу на прибыль организаций для особых экономических зон (сокращенно – ОЭЗ), устанавливаемые региональными законами, не могут быть выше 13,5 процентов. То есть, могут быть существенно ниже ставки, указанной в НК РФ и даже в региональном законе о налоге на прибыль организаций. Поэтому инвесторам интересы такие технопарки и возможность инвестировать в их развитие и работу. При отсутствии необходимых преференций для резидента ОЭЗ он выберет работу в другом регионе России, где законодатель не скупится на льготы.Что касается налогов, уплачиваемых в федеральных бюджет, то тут законодатель предусмотрел налоговые льготы. Например, для организаций – резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций – резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон (правда при условии, что они объединены решением Правительства Российской Федерации в кластер) размер налоговой ставки составляет 0 процентов. Поэтому, на мой взгляд, власти Свердловской области слукавили бы, если бы утверждали, что их полномочия и возможности в сфере снижения налогового бремени сильно ограничены.

Еще в 2011 г. резидентам «Титановой долины» предлагали уплачивать только налог на прибыль, по льготной ставке. Все остальные налоги (НДС, на имущество, транспортный и земельный), а также таможенную пошлину предполагалось обнулить. Но ОЭЗ столкнулась с проблемой другого рода: на ее территории до сих пор нет ни дорог, ни энерго- и водоснабжения. Хотя согласно проспекту первая очередь инфраструктуры должна быть сдана уже в текущем году. Возводить же заводы на территории без подъездных путей, энергии, газа и воды резиденты не спешат. Впрочем, на днях стало известно, что область все же готова инвестировать 500 млн рублей в строительство ОЭЗ. Деньги вложат в инфраструктуру первой очереди, необходимой для запуска производств первых резидентов. До конца 2013 г. площадка должна быть обеспечена газом, электричеством, водоснабжением, водоотведением, таможенной инфраструктурой и дорогами. Сейчас в «Титановой долине» начались работы по строительству магистрального газопровода, подстанции, организации штаба строительства, возводят ограждения. По планам, первую очередь ОЭЗ возведут за пять лет.

Журнал «Деловой Квартал»

Подробнее об услугах DE FENDO в сфере налогообложения можно прочитать в разделе Налоговое планирование

Добавить комментарий

ФИО*
E-mail*
Текст коментария*
* - обязательные для заполнения поля